Церетели, Акакий Ростомович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Акакий Церетели
груз. აკაკი როსტომის ძე წერეთელი
Дата рождения 21 июня 1840(1840-06-21)
Место рождения
Дата смерти 8 февраля 1915(1915-02-08) (74 года)
Место смерти Сачхере, Кутаисская губерния, Российская империя
Подданство  Российская империя
Образование
Род деятельности поэт, прозаик, публицист, переводчик, общественный деятель
Язык произведений грузинский
Автограф Изображение автографа
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Ака́кий Росто́мович Церете́ли (груз. აკაკი როსტომის ძე წერეთელი; 9 (21) июня 1840 — 26 января (8 февраля1915) — грузинский поэт, прозаик, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии, мыслитель-просветитель и национальная общественная фигура.

Биография[править | править код]

Родился в Имерети, в селе Схвитори (ныне Сачхерский район Грузии) 9 (21) июня 1840 года в известной грузинской княжеской фамилии Церетели.

Отец — князь Ростом Церетели. В соответствии со старой традицией Акакий до шести лет воспитывался в деревне Саване в крестьянской семье. Это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество и сделало знатоком крестьянской жизни. Впоследствии он с гордостью вспоминал: «Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго, то этим главным образом я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян».[1]

С 1850 года Акакий Церетели учился в Кутаисской гимназии. Из этого училища, где царил дух деспотизма, он вместо аттестата вынес жгучую ненависть к угнетателям и горячую любовь к угнетенным. В 18591862 гг. Церетели был вольным слушателем факультета восточных языков Петербургского университета. В стенах университета юношеские патриотические увлечения А. Церетели превратились в стройное гуманистическое, патриотическое мировоззрение.[2] Ещё в студенческие годы он начал бороться против либерального патриотизма и царизма. На протяжении почти 60-летней деятельности заветной мечтой великого поэта и мыслителя являлся идеальный человек без сословных отличий, «человечный человек».

Акакий Церетели с женой

Возвратившись из Петербурга на родину в 1862 году, А. Церетели не примыкает формально ни к одной из тогдашних общественных группировок. Он становится профессиональным писателем и до конца своей жизни в борьбе против царизма. До 1870-х годов Церетели продолжал защищать своеобразную национальную программу в журнале «Цискари», потом сотрудничал в газетах «Дроэба» и «Тифлисский вестник», не во всем соглашаясь, однако, с руководившими этими органами радикал-демократами.

Памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели в Тбилиси
Памятник Акакию Церетели у здания Тбилисского университета
Могила Церетели на Пантеоне Мтацминда

В 1880-х годах он продолжал борьбу за национальное и социальное освобождение «низшего сословия» путём его просвещения на страницах гуманистической («Иверия») и народнической («Шрома» — «Труд» и «Имеди» — «Надежда») прессы. В 1890-х годах А. Церетели критиковал отрыв интеллигентов-руководителей от простого народа в еженедельной социал-демократической газете «Квали» (Борозда), а надежду на освобождение всей нации, и в частности «низшего сословия», путём низвержения царизма возлагал на революционную деятельность социал-демократов и социал-федералистов. На протяжении многих десятилетий он неустанно боролся за возрождение грузинской прессы, театра, всей грузинской культуры.[3]

Великий грузинский просветитель Акакий Церетели последовательно и до конца выступал непримиримым врагом царизма и крепостничества. С восхищением встретил он освобождение крестьян в Грузии в 1864 года, но, противник крепостного права, защищавший крестьянство, Церетели остался неудовлетворенным царской реформой, которая, по его словам, «была хорошей только по форме, а по содержанию — негодной». «Крепостническая зависимость пала, — писал А. Церетели, — но не так, как надобно было. Помещики уже не владели душами крепостных как животных, но крестьянство осталось без земли». Он был сторонником полного уничтожения остатков крепостничества и действительного освобождения крестьян. И хотя в годы, последовавшие за крестьянской реформой, это не осуществилось, он считал «приятным то обстоятельство», что «земля от высшего сословия постепенно переходила в руки трудящихся».[4]

Художественные произведения Акакия Церетели являются классическими образцами идейности и народности. Его «Песня рабочих», «Имеретинская колыбельная», «Кинжал», «Желание», «Цицинатела», «Сулико», «Рассвет», «Чонгури», «Тарнике Эристави», «Натэла», «Баграт Великий», «Воспитатель», «Маленький Кахи», «Баши-Ачук» и др. воспитывали и утверждали в грузинском народе патриотические идеалы.

Как логическое следствие мировоззрения великого грузинского поэта-просветителя и вообще просветительской идеологии национально-освободительного движения Грузии было идейное участие Акакия Церетели в революции 1905 года на стороне восставшего против самодержавия народа.[5] Патриотически-националистическое мировоззрение Акакия Церетели идейно подготавливало борцов за свободу, за что царские власти постоянно преследовали, а иногда даже заключали в тюрьму великого поэта-просветителя.

Акакий Церетели был не только поэтом, но и мыслителем. Его гуманистическая философия, реалистическая эстетика и социология сильными и оригинальными потоками вливаются в просветительскую мысль освободительного движения Грузии. Его гуманистическая точка зрения об единстве духовного и светского, небесного и земного, о преимуществе национального и человеческого по сравнению с групповыми и классовыми явлениями была его мерилом ценности общественных явлений. По его мнению, проявлением нераздельного единства небесного и земного является, в частности, художественное творчество, «сильнейшее и вернейшее оружие, которое должно натачиваться правдой жизни и не слабея утверждаться и употребляться на благо родины», помогать угнетенным в борьбе против угнетателей.[6] С его именем нераздельно связана полувековая история национально-освободительного движения грузинского народа.

Церетели был близким другом князя Ильи Чавчавадзе, грузинского интеллектуала и молодёжного лидера. Поколение 1860-х последовало за Чавчавадзе и Церетели в просвещении и возрождении грузинского народа, а также самоидентификации грузин.

Он автор сотен патриотических, исторических, лирических и сатирических поэм, юмористических рассказов и биографических романов. Акакий Церетели также проявил себя на образовательном, журналистском и театральном поприще.

Известная грузинская народная песня Сулико написана на слова Акакия Церетели.

Он умер 26 января (8 февраля1915 и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.

Жена: Наталья Петровна Базилевская (ум. 1933), похоронена на кладбище Сент-Уан, под Парижем.

Сын: Алексей Церетели (1864—1942), знаменитый русский антрепренёр.

Племянница: Анета Дадешкелиани (1872—1922), грузинская поэтесса, переводчик, педагог, общественный деятель.

Мариам Якобашвили, родом из родного села Акакия Церетели Схвитори, хорошо помнила великого поэта, особенно то, как гениальный старец собирал вокруг себя детей и наставлял их: «Учитесь, дети мои, учитесь! Большего богатства вы не сумеете обрести!»[7].

Библиография[править | править код]

Выборочно:

  • Избранные стихотворения в переводе русских поэтов: (К 50-тилетию лит. деятельности) / Груз. поэт кн. Акакий Церетели; С предисл. А. С. Хаханова. — Москва: Изд. студентов-грузин, 1908. — 32 с.
  • Стихи и поэмы: Пер. с груз. / Предисл.: Валериан Гаприндашвили. Виктор Гольцев. — М.: Гослитиздат, 1936 (1 тип. Трансжелдориздата). — пер., — 183 с., 2 вкл. л. ил., портр.
  • Баши-Ачук: Историч. повесть времен XVII в. Освобождение вост. провинций Грузии от иранского ига. История моей жизни: Автобиогр. хроника. — Пер. с груз. — Тбилиси: Заря Востока, 1938 (Типография им. А. Ф. Мясникова). — XVI, 264 с.
  • Стихотворения; Тамар Цбиери; Патара Кахи: Пьесы. — Пер. с груз. — Тбилиси: Заря Востока, 1940. — 240 с.; с заставками и портр.
  • Натэла: Старинная повесть в стихах. — Пер. с груз. Б. Брика. — Тбилиси: Заря Востока, 1944. — 64 с. (Библиотечка грузинской художественной литературы; Вып. 15).
  • Тамар Цбиери: Драматическая поэма / Пер. с груз. А. Кочеткова. — Тбилиси: Заря Востока, 1948 (тип. им. Мясникова). — 100 с.
  • Патара Кахи: Драм. поэма / Пер. с груз. А. Кочеткова. — Тбилиси: Заря Востока, 1949 (тип. им. Мясникова). — 135 с.
  • Пережитое: Автобиогр. повесть / Пер. с груз. Е. Гогоберидзе; Вступ. статья Е. Лундберга. — 2-е изд., перераб. М.: Гослитиздат, 1950 (Тип. "Кр. пролетарий"). — 144 с.
  • Избранные стихотворения: Пер. с груз. / [Ред.-сост. и авт. вступ. статьи, с. 3-24, Г. Маргвелашвили]. — М.: Л.: Детгиз, 1953. — 112 с., 1 л. портр. (Школьная б-ка. Для средней школы)
  • Лирика: Стихотворения и поэмы: Пер. с груз. / Сост. и примеч. Г. Абзианидзе; Предисл. С. Чиковани. — М.: Гослитиздат, 1962. — 296 с., 1 л. портр.
  • Лирика: Стихотворения и поэмы: Пер. с груз. / Вступит. стат. и прим. Г. Маргвелашвили. — М.: Художественная литература, 1965. — 176 с., портр. — 30 000 эез. (Серия: «Сокровища лирической поэзии»)
  • Остроты. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982. — 43 с.
  • Мои приключения; Баши-Ачуки: Повести. — Батуми: Сабчота Аджара, 1986. — 147 с.
  • Пережитое: Автобиографическая повесть. — Тбилиси: Сакартвело, 1990. — 96 с.; ISBN 5-529-00893-3
  • Сочинения: Стихи и поэмы: Перевод. — Сухуми: Алашара, 1990. — 36 с.; ISBN 5-8144-0279-2
  • Сердце поэта: Стихотворения и поэмы: Пер. с груз. / Вступ. ст. С. Чиковани. — М.: Художественная литература, 1990. — 431 с., [1] л. портр.; В пер. ISBN 5-280-01141-X

Собрание сочинений[править | править код]

  • Избранное в 5 томах. — [Редкол.: Г. Абашидзе и др.]. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1988. (В пер.)
    • Т. 1: Стихи. Переводы / [Сост.-ред. Г. Гвердцители, Э. Квитаишвили; Примеч. Г. Абзианидзе]. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1988. — 756 с., [1] л. портр.; ISBN 5-529-00157-2
    • Т. 2. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1989. — 476 с.; ISBN 5-529-00441-5
    • Т. 3: Художественная проза / [Сост.-ред. Г. Гвердцители, Э. Квитаишвили]. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1989. — 415 с.; ISBN 5-529-00588-8

Память[править | править код]

Церетели на банкноте 10 грузинских лари
Почтовая марка СССР, 1960 год

Примечания[править | править код]

  1. Церетели А.* Пережитое. — Полн. собр. соч., т. 15. Под ред. Р. Абзианидзе, И. Гришашвили, А Асатиани, П. Ингороква, Ш. Радиани, Тбилиси, 1950—1963, т. VII, с. 10.
  2. Церетели А.* Привет из Картли. — Там же. т. I, с. 70; Капризный листок. — Там же, т. IX, с. 15—16.
  3. Асатиани Л. Жизнь Акакия Церетели. Тбилиси, 1940.
  4. Церетели А. Из писем Харлампия Могонака. — Полн. собр. соч., т. XI, с. 354; Пережитое. — Там же, т. VII, с. 100.
  5. Чавчавадзе И. Г. Письмо к Акакию Церетели. — Полн. собр. соч., т. X, 1961, с. 114; Внутреннее обозрение. — Там же, т. V, 1955, с. 186.
  6. Церетели А. Р. Без искры нет огня. —Полн, собр, соч., т. XII,. с. 233—234; его же. Избранное. М., 1940; Стихотворения. Тбилиси, 1940.
  7. ჰენრი კუპრაშვილი: ხელისუფლების წარმომადგენლები ოპოზიციონერ პოლიტიკოსებზე ასი თავით მაღლა დგანან. Дата обращения: 20 ноября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки[править | править код]